Рассказ о путешествии во Фьордланд, к озерам Green Lake и TaAnau, Новая Зеландия, 30/01/2008 - 03/02/2008

Участвовали- Паша и Таня Милькины; Саша, Таня и Денис Симо

В конце января к нам приехали наши друзья Симо - Саша, Таня и их сын Денис, который теперь будет учиться в Крайсчерче. После того, как ребята устроились на новом месте, и пока еще не кончились школьные каникулы, мы все вместе уехали в небольшое путешествие во Фьордланд. Наших Дениса и Машу мы, правда, не взяли, оставив их на попечение бабушки и дедушки. Загрузились все впятером в нашу большую машину, и взяли курс на юг. В первый день успели доехать только до городка Гор, что за Баклушей, где и заночевали в палатках в кемпинге. На следующее утро продолжили длинный путь, и через пару часов оказались в Манапури на берегу одноименного озера. Оттуда взяли на юг по тихому хайвею в направлении Инверкаргила, и проехав с полчаса, свернули на Борланд роад, ведущую в глубь горного массива. Через 8км дорога стала грунтовой, и после местечка Моноваи и озера с тем же именем, стала забирать вверх. Официально это дорога только для полноприводных машин, и зимой зачастую закрыта. Построена она была относительно недавно (в 70-е) в рамках строительства ЛЭП, по которой алюминиевый завод в Блаффе получает электроэнергию от уникальной подземной ГЭС, расположенной на озере Манапури, где был осуществлен проект "поворота рек с востока на запад", а именно пробит тоннель, который соединил озеро, нормальный сток которого питает реки, текущие в Тихий океан, и один из самых живописных фьордов Западного берега - Даубтфул Саунд, таким образом создав второй сток на запад, в Тасманово море. В тоннеле и была устроена ГЭС, при этом проектирование и строительство проходило под пристальным взглядом общественности и "зеленых", которые заставили инженеров сделать проект минимально вредным для окружающей среды. Добраться до ГЭС можно только по воде через озеро из Манапури. А ЛЭП идет более коротким путем, пересекая крутые горы Национального Парка Фьордланд через Перси Пасс, выходя к озеру прямо у ГЭС. Вот дорога и идет петляя через горы и леса вдоль ЛЭП, обеспечивая любителей природы удобным средством доступа к сердцу этого красивейшего края. Но надо сказать, что через перевал дорога не проходит - там настолько круто, что можно влезть только пешком, так что часть дороги после перевала была построена с другой стороны, и вся техника и материалы завозились по озеру. Но в любом случае нам сегодня так далеко не надо. Наша цель - седловина Борланд, промежуточный перевал на полпути к ГЭС. Отсюда стартует круговой маршрут к Грин Лэйк, Зеленому Озеру, куда мы и решили отправиться в этот раз. Оставив машину на седловине на высоте 1000м, и взвалив рюкзаки на плечи, мы сразу же углубляемся в лес и начинаем легкий подъем по пологому хребту. Буквально через четверть часа лес кончается - верхняя граница леса во Фьордланде находится гораздо ниже, чем в остальной Зеландии. Отныне мы идем по открытым пространствам, причем травяной покров также отличается от привычного в Альпах недалеко от дома. Если там преобладают тассоки, то есть высокие травы, растущие большими пучками, то здесь во Фьордланде мы также видим под ногами очень красивые мхи и лишайники. Даже наступать на них жалко! Место, где мы находимся, интересно тем, что здесь в конце последнего ледникового периода произошел один из самых крупных горных обвалов, известных ученым. Примерно 28 кубических километров горной породы страшной лавиной обрушились тогда со склонов гор Хантера в долину реки Гребе. Результаты мы видим сейчас невооруженным взглядом - вместо классической альпийской картины хребта с 30-градусным склоном, спускающимся в долину, нашему взору предстают живописные холмы, то тут то там поднимающиеся от реки. Да и хребет, по которому мы идем, тоже сложно назвать хребтом - такой он широкий, с большим количеством впадин и округлых возвышений. То есть мы движемся по той самой обрушившейся породе, которая закончив свой путь с вершины горной цепи, собралась в "кучи" и образовала эту живописную холмистую страну, одновременно спускающуюся в долину. А многочисленные впадины на хребте, конечно же, заполнились водой, и превратились в сотни больших и малых озер, так непривычно расположенных прямо на хребте. Мы с Таней даже искупались в одном из озер побольше, так как день был теплый, и подъем на высшую точку хребта высотой 1476м заставило нас слегка пропотеть. С этой самой высокой точки нам открылась цель нашего путешествия - Зеленое озеро, лежащее в 600 метрах внизу под нами. Но спускаться к нему мы пока не собираемся, наш путь лежит дальше по хребту, от одной его вершинки к следующей. Слева внизу по ходу движения открывается красивейшая долина с извивающейся змеей речкой, окруженной россыпью маленьких озер. Долина тянется на несколько километров и раскрывается прямо на расчерченную квадратами пастбищ равнину Саутланда. Горы здесь заканчиваются, и поэтому с очередной высокой точки на хребте нам открывается потрясающая панорама! Направо, к юго-западу, и назад, к северо-западу, сколько хватает глаз, встают один из-за другого горные хребты Фьордланда, с заметной вершиной Маунт Кэролайн, покрытой снегом даже в середине лета и похожей на знаменитый европейский Маттерхорн. Слева, между севером и востоком, простираются на десятки километров равнины, а за ним снова встают неприступные покрытые снегами горы - это уже Альпы в районе Квинстауна. А прямо по ходу нашего хребта, на юге, мы видим густые джунгли, спускающиеся по склонам к большому озеру Моноваи, которое мы проезжали утром на машине, и за ним бесконечную равнину, растворяющуюяся в далекой дымке, в которой угадывается Южный Океан, и даже можно разглядеть остров Стюарта, находящийся от нас на расстоянии добрых 100 километров. Тем временем, мы почти закончили траверс хребта, и затеяли дискуссию о месте постановки на ночлег. Наиболее отчаянные предлагали ставить палатки на открытом месте прямо на хребте, чтобы в полной мере насладиться закатом сегодня и восходом завтра. Консерваторы настаивали на спуске к зоне леса, поближе к Зеленому озеру. В итоге здравый смысл победил, и мы начали спуск к седловине, отделяющей бассейны озер Зеленого и Моноваи. Спуск был местами крутой, по густым тассокам, и разболевшиеся некстати Танины коленки, заставили нас в очередной раз отстать от ребят Симо, которые весь день показывали выдающуюся форму и зашкаливающие скорости передвижения в горах. Преодолев большую часть спуска, мы обнаружили указанное на карте маленькое озерцо, уютно приютившееся в небольшом горном цирке, то есть окруженное со всех сторон горами, и имеющее сток по ходу нашего спуска. Здесь и решено было поставить палатки, таким образом найдя компромисс между сторонниками защищенного места и любителями закатов - увидеть оный во всей красе можно было поднявшись всего лишь сто метров вверх по склону, чем мы с Сашей и Денисом Симо и занялись после установки палаток и ужина с бутылочкой вина. Спустившись обратно в лагерь после заката, мы заварили чай, и уютно устроились под большими валунами, защищавшими нас от усиливающегося ветра. Денис решил удалиться на покой в палатку, и оставил взрослых одних. Еще через несколько минут Саша последовал в ту же сторону, видимо взять что-то в палатке, и застрял там на некоторое время. Мы же с двумя Танями наслаждались горячим чаем, когда внезапный порыв ветра опрокинул нам котелок и горелку. Тут до нас дошло, что со стороны палатки Симо уже длительное время доносится непрерывный шелест тента, и Саша отстутствует видимо неспроста. Стоило только высунуться из-за валуна, как тут же выяснилось, что посвежевший ветер превратился почти в ураган, а Саша Симо уже десять минут пытается удержать палатку, которая ветром была практически сложена. Более того - не лежи Денис в палатке, когда поднялся ветер, палатку скорее всего просто бы унесло, так как колышки почти не держали в мягком мху, и никаких оттяжек ребята не поставили за их неимением. Вообще, это была наша старая палатка Снаряжение образца 2001 года, прошедшая многие мои походы в России и, что называется, видавшая виды. Да и по конструкции она не самой ветроустойчивой формы. Так или иначе, мы нашли Сашу героичесаки сражавшимся с тентом, который на полном серьезе хотел улететь, и дуги палатки были согнуты и вдавлены внутрь, откуда их стоически отжимал обатно Денис. Было ясно, что восстановить палатку на таком ветру невозможно. Казавшееся таким уютным место, было на самом деле хуже любого открытого хребта в смысле ветра, - здесь все потоки, дующие вниз по склону, собирались вместе и устремлялись в узкий проход стока озера, где мы и разбили лагерь. Тем временем наступила почти полная темнота, что еще больше придало очарования ситуации, в которой мы оказались. Ну и разумеется, стал накрапывать дождь. Оставив Сашу наедине с тентом, я со своей Таней побежал укреплять нашу палатку, которая тоже нуждалась во внимании. К счастью, наша палатка местного новозеландского производства обладает большей ветроустойчивостью, и при установке я, не полагаясь на колышки во мху, прицепил палатку к двум телескопическим палкам, которые мы используем при ходьбе, воткунтым в грунт на добрых полметра. Они-то и удержали нашу палатку на месте, и не будь этих палок, палатка давно бы отправилась в полет к озеру Моноваи. Но полагаться только на палки было опасно, поэтому дно палатки было дополнительно укреплено посаженной внутрь Таней. Также были экстренно переустановлены все колышки, найдены или изготовлены оттяжки из подручных средств типа бинтов, и в итоге 15-минутной борьбы палатка вросла в землю как вкопанная, и я со спокойной совестью отправился помогать Саше. Там ничего не изменилось, ветер все также рвал тент из рук и гнул дуги, но у Саши за время моего отсутствия созрел план. Оставив меня бороться с тентом, он исчез в темноте, и буквально чеез пять минут вернулся, светящийся от вдохновения. Была дана команда экстренно собирать палатку, что и было исполненно истово и стиснув зубы. Наконец, все полотнища были укрощены и сложены, а гнутые дуги освобождены от натиска ветровых нагрузок. Вещи наспех собраны и распиханы по рюкзакам. Саша скомандовал отступление и повел команду вверх по склону, где буквально через 20 метров оказались огромные валуны, за котороми Саша и решил искать убежища от ветра. Валуны эти он заприметил с вечера, поэтому ему хватило 5-минутной рекогносцировки в темноте, чтобы уточнить их расположение. Проблема с укрытием от урагана была таким образом решена, но оставался дождь и общая открытость стихиям. Поэтому оставив ребят у их валуна, я принялся исследовать окрестности на предмет квартирки получше. Буквально в 5 метрах от Сашиного пятачка луч фонарика выхватил из тьмы узкую щель между двумя большими валунами. Недолго думая я протиснулся в нее, и оказался в узком коридорчике, который через два метра вывел меня в закрытый грот! Конечно, не пентхауз, но улечься втроем в принципе можно. Камни закрывали грот почти со всех сторон, и главное сверху, оставляя лишь узкий лаз по диагонали наверх. По идее, ни ветра, ни воды, льющейся сверху за шиворот, тут быть не должно. Поселив ребят в каменной хрущевке, я со спокойной совестью отправился в нашу палатку, где Таня мужественно коротала время в обшестве фонарика и завывающего ветра. Укрепив палатку еще раз, и как следует закупорив все щели, я дал команду отбой. Но заснуть удалось только под утро. До середины ночи ветер устраивал такие концерты, что становилось жутко. А как только дрема начинала обволакивать тело, и сознание потихоньку уплывало в область сновидений, немедленно следовал недоуменный вопрос Тани: "Ты что, спишь? Как ты можешь заснуть в такую погоду!?" Так что нормальный сон пришел лишь со сменой воя ветра на шум ливня, который шел не прекращаясь часа четыре. Нечего было и думать, чтобы собирать лагерь и двигаться дальше в такую погоду, если бы только все из нас были окружены комфортом палаток. Но у ребят такого комфорта не было, и около 8 утра нас разбудил голос гуляющего Саши, который сообщил, что у них затопило пещеру, и они мерзнут, но пока выдвигаться смысла не видят. Решено было подремать еще час, по истечении которого я набрался мужества и вылез из палатки, предварительно надев на себя непромокаемые куртку и штаны, которые незамедлительно промокли после 10-минутной прогулки до мест общего пользования и обратно. Зайдя в гости к ребятам, я с ужасом увидел, что квартира пуста, и только чехол от палатки на размокшем глиняном полу напоминает о событиях прошедшей ночи! Не выдержали холода и ушли дальше, не беспокоя нас? Не может быть! Полный недоумения я покинул трущебу, и пошел к нашему дому, на полпути к которому и увидел еще один знакомый предмет обихода - тент от платки ребят, большим комом жмущийся к большому валуну у озера, в 10 метрах от нашей палатки. Под тентом на рюкзаках, стуча зубами, сидели наши друзья. Саша, оказывается, еще ночью нашел неподалеку небольшую однокомнатную квартирку и съехал от жены с сыном, чтобы не отнимать дефицитное место на полу. В итоге они все довольно комфортно поспали ночью, но под утро дождь затопил их жилища и вынудил искать убежиша под тентом на более сухом месте. Было решено подождать еще немного, казалось, что погода должна скоро улучшиться. Совсем замерзший Денис перебрался в нашу маленькую двухместную палатку, где было тепло и сухо. Тут же в тамбуре я вскипятил воды и сделал горячий какао с бутербодами, который окончательно согрел младшего Симо. Покушав сами, мы приготовили вторую порцию для Саши и Тани, и я отнес им их пайку под тент. Больше, кстати, я не заморачивался с непромокаемой но промокшей одеждой, а передвигался просто в термобелье. По крайне мере с тебя не льет ручьем в палатке, пока ты снимаешь с себя эти мембранные кольчуги. Согревшись чаем, ребята решили выдвигаться. Дождь начал стихать, но просветов не было видно по-прежнему. Все еще мерзнущие Симо вышли первыми, минут на 30 раньше. Мы же долго возились со складыванием мокрой палатки, и утряской прочего намокшего снаряжения. Путь наш теперь лежал вниз от озера к текущей где-то внизу речке, где мы должны были найти тропу, которая выведет нас к Зеленому озеру. При расставании мы договорились встретиться у тропы, если будут какие-то сомнения в выборе маршрута. Как оказалось - договор изобиловал неточностями и возможностями для множественных толкований. Как только мы покинули стоянку, выяснилось, что мы не знаем, какой дорогой пошли ребята - рельеф не позволял нам видеть их передвижение. А опций было две. Ребята, как выяснилось, выбрали первую, а мы уверенные, что они пошли по второй, сами нашли третью. Описанный в путеводителе маршрут преполагал продолжать спуск по вчерашнему хребту, забирая вправа к седловине над Зеленым озером. Мы решили срезать, и спустились к речке диагонально через травянистые склоны и участки густого буша, выйдя к речке и найдя искомую тропу. Мы смело побежали по ней, уверенные, что ребята уже где-то впереди, на маршруте согласно путеводителю. Дойдя до седловины над озером, мы начали спуск к нему через лес по крутой тропе. Погода тем временем совсем наладилась, и тучи сменило голубое небо. Пройдя вниз по тропе около пяти минут, я осознал, что ребята здесь еще не проходили - не было свежих следов. Поделившись информацией с Таней и еше толком не осознав ее, мы вдруг услышади голоса сзади, а еще через минуту на нас кубарем скатился Денис, а за ним и Таня. Оказалось, что они не имея под рукой путеводителя и не зная его предписаний, срезали маршрут еще короче чем мы, спустившись к речке прямо по ручью, где мы стояли, и выйдя на тропу буквально за полчаса. И там, согласно уговору, они принялись нас ждать. После полутора часов ожидания, осознавав, что видимо мы разминулись, Таня и Денис были отправлены вперед, а Саша, верный уговору, остался на месте. Благодаря своей сверх-скоости, Тане и Денису удалось догнать нас довольно быстро, так что нас с Сашей разделяли только 25 минут. Пройти их вызвался я, а девушки с Денисом отправились к озеру. Следующее место встречи было назначено в Грин Лэйк Хат, то есть в хижине на берегу. Я сбегал за Сашей, и после трех часов ходьбы мы присоединились к нашим половинам в комфортабельной современной хижине, где не было ни души. Тут мы провели часа полтора, высушив на солнце все наши мокрые вещи и пообедав остатками провианта. Далее нас ждали еще три часа ходу по берегу озера, лесу, болотам, заливным лугам, поросшим тассоками высотой в 2 метра, снова лесу и снова болотам по колено в грязи и воде. Наша сегодняшняя тропа выходила на дорогу Борланд в получасе ходьбы от того места, где мы оставили машину, поэтому я рванул от хижины впереди всех, чтобы первым выйти к дороге, и бросив рюкзак, сбегать за машиной. Оторвавшись от спутников минут на 15, уже в наступающих сумерках, я вышел к дороге, где оказалась маленькая уютная хижина на двоих. Спрятав там рюкзак, я помчал за машиной, для чего мне пришлось преодолеть еще 250м подъема, которые мне дались особенно тяжело после гонки в предыдущие три часа. Но долго ли коротко ли, я добрался до родной машины, с удовольствием переоделся в сухую одежду и скорее закинул в себя побольше килокалорий из имевшегося в наличии запаса продуктов. Это не помогло мне согреться, ибо выйдя взмокшим из леса, я опрометчиво снял полар, и остался в одной футболке, рассудив, что идти за машиной будет самое то. Но температура в сумерках падала так быстро, что я натурально задубел, пока плелся в перевал. Поэтому в машине я первым делом врубил печку на +27, и поехал за ребятами, которые тоже начинали мерзнуть. Увидев табло кондиционера, Таня Симо недоверчиво спросила, что значат +27? Температура на улице?. Нет, ответил я, это температура моего тела! На этой веселой ноте мы побросали снряжение в багажники и объявили поход состоявшимся. Теперь нас ждали забронированные заранее байдарки на озере ТеАну, где мы должны были оказаться завтра утром. Поэтому мы поспешили в более населенные места, и поздно вечером приехали в Манапури, где остановились в кеминге в какой-то убогой но недорогой кабинке. Наутро быстро преодолев 30 или 40 км, отделявшие нас от городка ТеАну, мы встретились на озере с женщиной из конторы по прокату байдарок. Она привезла их на прицепе, вручила нам снаряжение, провела инструктаж, сориентировала на местности, и предоставила нас самим себе. Не взяв ни плату вперед, ни залог за дорогостоящее оборудования. Только бумажки заполнили, ФИО, адрес и тд. У нас в Новой Зеландии всегда так. Мы же погрузились в байдарки и поплыли. Я с Таней, Саша с Денисом, и Таня Симо на байдарке-единичке. Симо - опытные водники с большим стажем, за исключением Дениса, плававшего ранее в байдарке в роли пассивного балласта. У меня за душой был лишь один день каякинга (каяком здесь называют байдарку) в Милфорд Саунд в октябре прошлого года, а для Тани это было совершенно новое мероприятие. Но уже через 5 минут мы довольно ловко орудовали веслами, пересекая озеро с востока на запад. Погода была изумительная - чистое небо, полное отсутствие ветра и волны. Что еще нужно начинаещему воднику? Переплыв озеро мы двинулись вдоль берега ко входу в его западный рукав. Вообще озера здесь длинный и узкие, как фьорды, образованные, как и последние, ледниками, прорезавшими долины соответствующей формы. После трех часов на воде мы подплыли к уютному песчаному пляжику на небольшом островке, где и устроили горячий ланч, после которого Саша решил проверить остойчивость маленькой байдарки на предмет сравнения ее ходовых качеств с традиционными российскими тайменями. Буквально за 15 метров интенсивной гребли ему удалось основательно раскачать байдарку и перевернуться, что доставило ему, очевидно, немало удовольствия. Потом мы с Таней сделали часовую вылазку дальше по озеру, Саша покатался в протоках между островками, а Таня с Денисом отдыхали на пляже. В 2 часа дня мы легли на обратный курс, и в оговоренное время сдали байдарки подъехавшей владелице. Тут же и заплатили по кредитке. За день проплыли, совершенно не напрягаясь, около 25км. Перекусив в кафешке на берегу озера, двинулись к дому. По пути было решено проехать еще не изведанными дорогами, поэтому путь наш не был кратчайшим. Доехав до шоссе, ведущего из Данидина в Александру, в местечке Рис Джанкшн свернули налево и скоро остановились на ночлег в маленьком городке Миллерс Флэт, в местном кемпинге, где при разбивке лагеря и выяснилось, что в суете ураганной ночи была утеряна одна из дуг пострадавшей палатки. То ли осталась на месте стоянки, то ли потерялась при разборе и сушке вещей у хижины на озере. Но что больше всего не дает мне покоя, это оставленная в той же суете пустая бутылка из-под вина. Вот это действительно серьезный повод, чтобы вернуться и вычистить за собой стоянку как следует. Так что собираемся туда с новым визитом, но по другому маршруту. В последний день нашего путешествия мы пересекли по грунтовым дорогам большую живописную возвышенность и попали в городок Мидлмарч, известный тем, что сюда можно доехать на специальном туристском поезде из Данидина. Нам в Данидин было не надо, и мы объехали его через Палмерстон, вернувшись на первый хайвей недалеко от местечка Моераки, знаменитого своими валунами почти идеальной сферической формы. Раньше нам как-то все не удавалось их посмотреть, и вот теперь мы с удовольствием погуляли полчаса по пляжу среди этих удивительных камней, природа возникновения которых так пока полностью и не изучена. Ближе к ночи вернулись в город, накрутив за 4 дня еще около 1700 км.