По следам визита Далай-Ламы в Новую Зеландию, чему нам удалось быть непосредственными свидетелями.

Немногие могут сразу узнать этот красивый флаг, свободно развевающийся сейчас на флагштоке рядом с новозеландским стягом в центре Окланда. Это и немудрено, ведь государство, которое он олицетворяет, уже полвека как исчезло с географических карт мира. А более чем для миллиарда человек (то есть для каждого пятого на земле) обладание таким флагом будет стоить тюремного заключения. То же самое относится и к фотографии человека рядом с флагом. Беда же в том, что этому миллиарду (за малым исключением в несколько миллионов) нет до этого никакого дела. Ибо нынешнее поколение жителей Китая, благодаря умелой пропаганде (в чем-в чем, а в этом коммунисты были всегда сильны), считает, что Тибет, о флаге которого и идет речь, всегда был исконно китайской территорией. Писать учебники истории в Китае умеют ничуть не хуже, чем это было поставлено в СССР, поэтому редкий китаец ассоциирует слово Тибет с такими понятиями, как оккупация, геноцид, пытки, лагеря, нарушения прав человека и отсутствие элементарных свобод. В наше время, правда, многие не видят ничего особенного в вышеперечисленном (лишь бы не касалось самих себя), мол внутренние дела соседей нас не интересуют. Но беда ведь в том, что планомерно уничтожается не просто одна из «малых народностей», а целая уникальная культура, уничтожается миролюбивый народ, являющийся носителем одной из самых продвинутых и сложных философий – буддизма, который также называют физикой духовного мира. Ведь если дать себе труд изучить эту науку, даже поверхностно, то не останется неотвеченных вопросов и белых пятен в тех моделях мироздания, что мы пытаемся построить каждый для себя. Хотя, на самом деле, проблема и состоит в том, что все меньше и меньше людей утруждает себя духовным поиском и построением каких-то отвлеченных моделей. Поэтому-то и развитые, и развивающиеся общества потребления, взяв повсеместно на вооружение религию «Материальный Успех», уже шестой десяток лет равнодушно взирают на то, как Китай планомерно уничтожает народ, единственная вина которого - в неотказе от своей религии в пользу коммунистического атеизма. И ведь речь идет не о «глупой вере в бога», речь идет о религии, имя которой – Ненасилие, Доброта и Альтруизм.
Но обществам потребления не нужна доброта, им нужны рынки сбыта и дешевая рабочая сила. Поэтому ни одно правительство в мире не признает оккупационный статус некогда независимого Тибета, а Далай-Ламу – как законного духовного лидера этой страны. Ведь благосклонность большого и страшного Китая куда важнее. Лишь немногие мировые лидеры отваживаются официально встретиться с Далай-Ламой, признавая тем самым в нем самостоятельную политическую фигуру, хотя Далай-Лама несколько лет назад и сложил с себя полномичия главы правительства в изгнании, наделив властью нового премьера, демократически избранного тибетцами, проживающими в Индии в качестве беженцев. Буквально месяц назад австралийский премьер продемонстрировал твердость характера и встретился с Далай-Ламой во время визита последнего в Австралию и Новую Зеландию, отмахнувшись от не замедливших последовать нот протеста с китайской стороны – мол, не Китаю указывать, с кем должен и не должен встречаться глава правительства Австралии. У нашей же новозеландской премьерши Хелен Кларк мужества на подобное не хватило – она как бы случайно столкнулась с Далай-Ламой в аэропорту Сиднея, и «поболтала» с ним всего 10 минут, так как они летели в Зеландию одним рейсом. Вроде бы и овцы целы и волки сыты, и Китаю нечего нам предъявить, кроме флага на площади в центре Окланда, так ведь это частное мероприятие – выступление Далай-Ламы перед 10-тысячной аудитиорией, заполнившей до отказа крупнейшую арену Окланда. А правительству оказываются важнее переговоры с Китаем о свободной торговле, чем возможное обострение отношений, посмей мы усомниться, что с правами человека в Тибете не все в порядке. И никому в голову не приходит, что торгуя с Китаем и наводняя наши магазины всевозможной китайской продукцией, естественно включая традиционную некачественную, мы тем самым голосуем за рабовладельческий строй. Посчитайте, во сколько обошлось бы содержание раба в Новой Зеландии, и сравните, сколько получает китайский рабочий – сравнение будет в пользу китайца, он обходится значительно дешевле. Разумеется, это не значит, что китайским товарам не должно быть места на мировых рынках. Все-таки Китай, надо отдать ему должное, развивается огомными темпами и искренне собирается покончить с нищетой. Но разве это не самый удобный момент для его торговых партнеров, чтобы, используя перспективу возвожного бойкота китайских товаров, попытаться изменить ситуацию в Тибете, поставить развитие торговых отношений в прямую зависимость от соблюдения прав человека в Тибете, демилитаризации этой территории, превращенной Китаем одновременно и в свалку ядерных отходов, и в площадку для ракетных баз. А ведь Далай-Лама, которого китайское правительство считает экстремистом и сепаратистом, давно уже не проповедует полную независимость Тибета, а просит лишь права для своего народа самостоятельно определять свой уклад жизни и исповедовать открыто ту религию и философию, что они все равно исповедуют тайно. В своих же публичных выступлениях и учениях, чему мы были свидетелями в Окланде, Далай-Лама без устали проповедует лишь несколько вещей – сострадание, доброту и право каждого на счастливую жизнь. И популярностью своей среди широких масс Запада (распроданный полностью стадион в маленькой Новой Зеландии тому подтверждение) Далай-Лама обязан именно ценностям, которым он учит, и той последовательности, с которой он это делает, но не своей фигуре проповедника. Ведь как оратор Далай-Лама кажется слабоват, он не является тем харизматическим лидером, который может зарядить многотосячную толпу одной своей энергией и направить ее, куда ему вздумается, отнюдь. Да и сложно было бы увлечь пустыми словами людей, знакомых с буддизмом, который учит ничего не принимать на веру, все подвегать сомнению и тщательному анализу. Популярность и международное признание Далай-Ламы обусловлено его искренней добротой, простодушием и искренним желанием ненасильственного решения любых проблем, что и составляет основу буддизма, этику которого можно и нужно исповедовать в повседневной жизни, и чему Далай-Лама подает нам пример уже не первый десяток лет. Его многочисленные книги для западного читателя позволяют каждому называть его своим учителем, и Нобелевская премия 1989 года стала долгожданным признанием заслуг Далай-Ламы в деле приобщения человечества к давно забытой духовности. Что касается Китая, так же последовательно не отказывающегося от своего определения Далай-Ламы как экстремиста и сепаратиста, то Нобелевская премия на время охладила их пыл, и заставила искать более незаметные для мировой общественности формы геноцида, в чем они благополучно и преуспевают по сей день, тем более, что за 18 лет, прошедшие с момента получения премии, мало что изменилось. Да, Далай-Лама стал «вхож» в частные кабинеты мировых лидеров, но всегда с оглядкой на Китай, чему мы и видим подтверждения изо дня в день. Год или два назад Далай-Лама посещал Россию по приглашению Кирсана Илюмжинова, так выданная Далай-Ламе виза ограничивала его пребывание в России лишь территорией официально буддистской Калмыкии. Такой же прием ждет его повсеместно, настолько сильно влияние Китая на мировую политику. Проблема Тибета не существует на уровне правительств, и только десятки общественных организаций, преимущественно в западных странах, пытаются оказывать давление на официальный Китай. Давление это носит разносторонний характер. Тут и пикетирование посольств Китая, и проведение различных акций с целью привлечь внимание общественности к самому факту существования проблемы Тибета, и финансирование издания историй тибетских беженцев, описывающих систему китайского гулага, и репортажи редких корреспондентов, которым удалось ускользнуть из под ока китайского КГБ и собрать настоящий, а не строго дозированный и цензурированный, материал о жизни тибетцев. Здесь и многочисленные письма китайскому правительству с запросами о судьбе политических заключенных, и требования отмены смертной казни для осужденных монахов и лам. И надо сказать, что несмотря на несоответствие весовых категорий «огромного и ужасного» Китая и кучки общественных организаций, их усилия приносят определенные плоды. Смертные приговоры заменяются пожизненным заключением, некоторые политзаключенные выходят на свободу, периодически информация о положении прав человека в Тибете попадает на страницы газет и даже на экраны ведущих телеканалов. Но все это несравнимо с потенциалом того политического давления, что могли бы оказать на Китай мировые правительства. Особенно сейчас, когда кроме развивающихся экономических связей (и соответствующих рычагов давления, о чем написано выше) Китай готовится принять Олимпиаду 2008 и находится поэтому в центре внимания международной общественности. Все, что нужно – это заставить Китай выполнить свои обещания, данные в свое время Международному Олимпийскому Комитету – а именно: открыть свободный доступ в Тибет для туристов, журналистов и правозащитных организаций, номализовать ситуацию с правами человека, предоставить информацию о всех политических заключенных, содержащихся в системе гулага.
Каждый из нас может помочь Тибету, каждый из нас может привлечь внимание своего правительства к проблеме Тибета, и заставить это правительство требовать от Китая соблюдения предолимпийских обещаний. Для этого нужно совсем немного – 20 минут свободного времени, лист бумаги и почтовая марка. И конечно неравнодушие к судьбе человечества, которая, в конечном счете, и складывается из действий или бездействий отдельных индивидуумов. Просто напишите письмо вашему парламентарию и попросите его вынести на повестку дня вопрос о правах человека в Тибете. И попросите ваших друзей и соседей сделать то же самое. Если вы живете в стране демократической, то рано или поздно количество писем перейдет в качество, и вы окажете влияние на ваш парламент и правительство. Если вы живете в стране, скорее тоталитарной, чем демократической, и вы не интересуете вашего депутата, то эффекта вы, может быть, и не достигнете. Но попробовать стоит в любом случае, – по крайне мере, вам лично ничего не грозит.

Ниже приводятся образцы таких писем на английском и русском языках. Подарите Далай-Ламе и народу Тибета 20 минут вашего времени – распечатайте письмо, подпишите, наклейте марку и пошлите вашему парламентарию. Если у вас вдруг нет 20 минут для тибетцев, то подарите это время мне и сделайте все те же действия, и я буду вам искренне благодарен.

Образец письма на русском

Образец письма на английском

 

P.S. Вы можете найти больше информации о том, как помочь Тибету, на веб-сайте www.actfortibet.org , организованной английской писательницей Изабеллой Лосада, чью книгу From Tibet with Love я очень советую вам прочесть (правда, на русский язык она не переводилась)

Мы также поддерживаем Free Tibet campaign, организацию, которую открыл для нас Joe Simpson, герой книги и фильма Touching the Void , и мой любимый писатель.