Охота на тувинца (старинная староверская забава).

Возвращаясь недавно автостопом из Ергаков я услышал от водителя-дальнобойщика интересную историю, которую излагаю здесь в своей литературной обработке:

 

Это давний спорт староверов,
древний как история их поселений,
глухой тайги и истоков великих рек освоенья.

Сейчас уж, конечно,
нечасто услышишь об этом,
но иногда, далеко в верховьях Бий-Хема,
там где уже 300 лет живут староверы,
нет-нет, да решит иной старец
разогнать кровь в своих жилах.

Берет он тогда коня своего,
Самого лучшего своего скакуна!
И ведет его в чистое поле,
и привызывает его к коновязи
посередь густого и сочного луга.

А вокруг вдалеке нависает
Саян островерхий, великий,
и своими седыми главами
он как-будто тихонько качает,
а глаза его, студены озера,
рябью, как усмешкой сверкают,
видит он приготовленья старовера,
знает, что удумал озорник седовласый.

А последний, коня оставив,
залегает в засаде рядом и ждет.
Ждет тувинца, ждет сына степей,
сына гор, с кем рядом живет уж три века.
Знает он соседей своих как родную тайгу,
знает слабости их и повадки.
Тувинцы - народ кочевой,
От природы они скотоводы.
Конь с маралом их главное бремя,
Их кормильцы и страсть.
Страсть такая, что не может тувинец
Не пытаться коня похитить,
иль даже все стадо чужое,
Если есть хоть какая возможность
Перегнать скот в другую долину,
Скрыть от глаз пастухов соседских.

И вот проходит час, и другой потом,
и ближе к закату, когда солнце
уж клонит главу золотую
за крутые перевалы Саяна,
окрасив облаков перину
в розового все оттенки,
подходит, наконец, тут добыча.

Тувинец идет, пригнувшись,
крадучись мягко ступает,
ковер из цветущих жарков
Он лишь слегка приминает.
Но гложет страх его мысли,
Страх холодит его жилы.
Потому что он знает -
Ждет его картечь на медведя,
что лежит седой охотник в засаде,
и что тверды его руки как сталь,
а око все так же зорко,
как и полвека и больше назад.

Но не может ничего поделать тувинец,
когда видит он коня удалого.
ВОт подходит он к коновязи,
и кровь его черная стучит в висках глухо,
и выпрыгивает из груди его подлое сердце.
Еще 10, еще 5 шагов до цели,
а там дело сделано!

Ведь стоит слиться с конем,
и не посмеет выстрелить тот, кто в засаде.
Побоится попасть в скакуна своего родного.

А может и нет никого вокруг?
Может, его страхи напрасны?
И лишь молодой пастушок дремлет неподалеку?
И не ждет от проезжих никакого подвоха?

Но холоден разум шутника-старовера,
уверен он в своем верном ружье.
Подпускает он добычу поближе,
и одним выстрелом кладет ее наземь.
Лишь вспышку в траве высокой
успел отметить быстрый взгляд конокрада,
а дальше боль вошла в его тело,
и следом ночь опустилась густая,
вечная, как хребты Саяна,
холодная, как воды Бий-Хема.

Скрылось тут солнце за горы,
И туман опустился в долину,
Сделал вид, что не видел расправы,
Отвернулся владыко Саянский,
Лишь шумят на ветру его кедры,
Да журчат водопады и реки.

А довольный старик поднялся,
Потянулся довольный, гордый,
Вынул нож свой огромный и острый,
И на прикладе поставил отметку.
Взял коня, сел в седло, поскакал...
Ждет с ужином дома семья,
ждет рассказа его об охоте.

А тувинец остался, лежит на лугу,
Завтра будет он найден родными,
И тихо, без шума зарыт прям в тайге.
Потому что убит он за дело,
За чужого коня и за кражу.
Это знают родные его,
знают брата своего, конокрада.
И живут они здесь по законам тайги,
И по ним же они умирают!


(с) П.Милькин, 2003

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕСКАЗЧИКА:

После написания я опубликовал данный текст на сайте Маунтайн.ру, где он вызвал неоднозначную реакцию аудитории. Меня даже обвинили в разжигании межнациональной розни и посоветовали переслать текст в прокуратуру. Кончилось дело тем, что редакция сайта материал сняла, во избежание дальнейшего флейма на форуме.

Я, конечно, не остался равнодушным к мнениям публики, и быть может, запоздало объяснил историю появления этого опуса, чем, кажется, утихомирил страсти. Ниже приводится мой пост на форуме на эту тему:

Автор: Пересказчик Истории про Тувинца 14 августа 2003 в 16:09:18
Очень сожалею, что опус вызвал такую реакцию. Приношу
искренние извинения и хочу дать некоторые разъяснения: Я не
являюсь автором этой истории, а лишь пересказчиком ее.
Услышана она была в горах от местного жителя и описывает
местные нравы живущих в горах (где мы отдыхаем) жителей!
Поэтому я счел уместным послать это на М.Ру в качестве
фольклора. При изложении истории я старался передать и тот
настрой, с которым она была рассказана непосредственным
рассказчиком. То "смакование", которое все, без сомнения,
заметили в опусе, было присуще и оригиналу. И произвело на
меня, вкупе со множеством другой информации, довольно
глубокое впечатление именно из-за смакования, которое, на
самом деле и подчеркивает местный колорит. Объясню, что я
имею ввиду: Ситуация, в которой я услышал эту байку, была
следующая: чем ближе мы подъезжали (на велосипедах) к
Ергакам со стороны Саяногорска, тем больше мы слышали
предостережений от местных насчет Тувы. У нас в принципе
были планы прокатиться и по Туве. Короче, все встреченные
местные (ну человек 5-7) рассказывали нам нехорошие истории
про тувинцев. А водила-старовер был единственным, кто звал
нас в Туву и говорил, что там все хорошо. Мол, тувинцы
нормальные ребята, я тут всю жизнь прожил, у меня тут куча
друзей, всегда во время рейса заезжаю на пастушьи стоянки
оленеводов отдохнуть к друзьям. Типа просто все супер.
Потом он рассказывал нам о суровой жизни в тайге, о быте
староверов, какие-то легенды о фамильном закопанном золоте
и т.д. И вдруг, совершенно в диссонанс со своей любовью к
тувинцам, рассказал об этой "забаве"! Причем рассказал
именно в том духе и ключе, что и получилось в моем
изложении. Именно со смаком!! Вот это меня и поразило до
глубины души! Я ведь и не собирался писать ничего такого
эпического. Я никогда ничего такого не писал, кроме отчетов
о походах. А тут решил изложить эту байку в виде отдельной
истории в качестве иллюстарции к отчету. Начал в прозе и
вдруг сбился на эдакие руны. Показал друзьям - всем
понравилось. Ну а то что это дикость -это ж ясно. И то, что
у нас в многонациональной стране есть национальные проблемы
- ни для кого не секрет. Они есть в любой многонациональной
стране, даже более цивилизованной, чем наша. А вообще спич
этого водилы напомнил мне ситуацию, когда в мае я ехал в
Мин.воды поездом, и рядом с нами была большая компания
кабардинцев. Мы пили с ними водку и говорили за жизнь. А
разговоры у них были такие: "Да все люди братья, все должны
жить в мире и ЛЮБИТЬ друг друга! Вот мы с тобой щас пьем,
если тебя кто тронет - я его сразу же УБЬЮ!". Или "Да все
люди братья, все должны жить в мире и ЛЮБИТЬ друг друга!
Все равны! Но вот только КУРДЫ - это такая сволочь!!!". Или
еще круче: "Мы тут всегда жили в мире. Все народы Кавказа
любили друг друга. Мы были едины! А вот теперь из-за этих
чеченцев нас все называют "черными" и не любят. Все
испортили эти чеченцы. Ты представь, куда катится мир: они
воруют наших детей, чтобы обменять их на скот или пастбища!
Да что же это происходит! Куда смотрит Аллах! РАНЬШЕ МЫ ИХ
ВОРОВАЛИ, ЭТИХ УБЛЮДКОВ!! А что теперь??"

Дикость? Ужасная
дикость! Вот в такой, блин, стране мы живем. И если об этом
написать статью, некоторые почему-то кричат про разжигание
розни! Но это ж просто факты! Ведь когда Деж.часть Вести
говорит о том, что в Москве на рынке была поножовщина между
представителями таких-то национальностей, никто же не
кричит, что это "разжигание.." ?? Это жизнь! И надо о ней
знать! Правда?

И лично я никогда не делю людей по национальному признаку.
Я космополит по убеждению. И я всегда найду общий язык с
любым местным населением. Так что в этом опусе не было
НИЧЕГО ЛИЧНОГО!

Еще раз приношу извинения! Надеюсь, что данное сообщение не
вызовет нового всплеска эмоций! Если что, мой адрес есть в
редакции.

Павел